Размер шрифта:

A A A

Цветовая схема:

A A A

Обычная версия

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Литературно-театральный музей имени Николая Михайловича Дьяконова»

19.08.2021

Выставка «История одного села в истории большой страны»

К юбилею Республики Коми в музее продолжает работать выставка «История одного села в истории большой страны». Выставка рассказывает об истории села Слободы, на месте которой в 1960-е годы выросла Эжва.
Предлагаем экскурсию по выставке «История одного села в истории большой страны».
К 100-летию Республики Коми и 435-летию Слободы.

В жизни каждого человека случаются события, коренным образом влияющие на его дальнейшую судьбу. Случаются такие события и в истории поселений. Еще полвека тому назад на левом берегу Вычегды стояло старинное коми село Слобода. Село как село, с бревенчатыми избами вдоль мирской дороги, с тропинками, бегущими от родного порога, с черемухами у окошка. Как в любом уголке России, люди здесь пахали землю, строили дома, рожали детей, радовались и горевали. И любили. Свой отчий дом, свою суровую, но такую родную кормилицу-землю, свою матушку-парму и полноводную красавицу-Эжву. Кто и когда реку назвал Эжвой – луговой водой – слобожане не знали, как не знали того, что пройдут годы, и вместо Слободы будет построен новый район с тем же названием Эжва. Судьба Слободы и ее жителей решилась в середине прошлого столетия, когда было принято решение о строительстве близ Сыктывкара нового лесопромышленного комплекса и нового рабочего поселка для строителей и специалистов будущего предприятия и их семей.

У истоков Слободы

В писцовой книге 1585-1586 г.г., составленной в ходе переписи Вымских и Вычегодских земель впервые упоминается «починок Слободка Шульгина в 10-15 верстах от погоста на Усть-Сысоле реке».

Место, выбранное первопоселенцами, было чудным – широкий берег Эжвы – «луговой реки» (название происходит от коми «эж» - поверхность, покров, эжа – трава; луг; «ва» - вода), как ласково называет коми народ за спокойный нрав и зелень прибрежных лугов, а вокруг девственные леса, нетронутая парма (тайга). У слова «эжва» есть и другое значение – чистая, святая вода («[в]ежа» - чистый, святой).

Рождение села

В административном плане в конце ХVI - во второй половине ХVIII вв. Слобода входила в состав Усть-Сысольской волости Яренского уезда, после образования Усть-Сысольского уезда в 1780 году – в состав Богоявленской волости Усть-Сысольского уезда, центром которого был Зеленец. По названию церкви (Богоявления Господня), построенной в Зеленце еще в 1696 году, именовалась и волость.

С ростом численности населения и размеров Слободы менялся и ее статус. Сначала это починок, с 1646 г. - деревня, в конце ХIХ века, когда был создан самостоятельный приход Никольской церкви, Слобода становится погостом, а в начале ХХ века – это уже большое село. Как и большинство коми селений, расположенных по берегам рек, Слобода делилась на Катыдпом («верхний конец») и Кывтыдпом («нижний конец»). Центральная часть села, прилегающая к церкви, называлась Вичкодор («вичко» – церковь, «дор» – место, около). В 1916 году в селении Слободском насчитывался 171 двор, в котором проживали 708 человек.

В нижнем конце села, за старым кладбищем, располагалась деревня Ягвыв («сосняк» или «бор»). Точную дату образования данной деревни установить не удалось, но в податной тетради 1866 г. указывается селение Ягвывское Богоявленской волости. Тогда в деревне насчитывалось 14 домохозяев. В верхнем конце Слободы была деревня Веждин («веж» – свежий, зеленый, вежа – чистый, святой; «дiн» - место, прилегающее к чему-либо). Деревня возникла предположительно в 1747-1748 гг. Впервые упоминается в 1794 году как «деревня Веждинская на правом берегу ручья безымянного и близ дороги их Усть-Сысольска в Яренск, в которой было 3 двора и 24 жителя». В 1859 г. – 12 дворов, 98 жителей, в 1916 – 38 дворов, 180 жителей. Наиболее распространенной в деревне была фамилия Юркин. В восточной части Слободы, по речке Сёрт-полой, была деревня Сёрт (по-коми «сьöрт» – сырое место в долине реки). Первое упоминание о ней относится к 1784 г.

Основные занятия и виды заработка

С преобладанием натурального хозяйства большую часть потребностей слобожане удовлетворяли своими собственными руками. Питались продуктами своего хозяйства: земледельческими, рыбными, охотничьими.
Землю обрабатывали старым дедовским способом: пахали сохой-самоделкой, разрыхляли деревянной бороной, жали серпом, косили горбушей.

Главным делом для любой крестьянской семьи было вырастить хлеб, поэтому подготовка к полевым работам начиналась еще зимой. В конце апреля или в начале мая, в зависимости от погодных условий, крестьяне выходили на пахоту и сев яровых. На своих наделах земли слобожане сеяли, главным образом, рожь и ячмень. В небольших количествах для личных нужд возделывали лен, коноплю и овес.

Из овощных культур на своих приусадебных участках разводили репу, редьку, капусту и лук. Со второй половины Х1Х века в Слободе, как и в других местах Коми края, начали разводить картофель, но пока в небольших количествах.
В начале июля вся семья выходила на сенокос. Косили как мужчины, так женщины и подростки. Подсохшее сено собирали в копны, а затем на дровнях или волокушах подвозили к определенному месту и ставили стога. На дальних сенокосных угодьях сено на пожнях оставляли до зимы, а затем на санях подвозили к дому. С ближних покосов часть сена стоговали возле дома, часть поднимали в сарай, на поветь. Кроме кос-горбуш для сенокоса использовали деревянные грабли и вилы. Косы точили при помощи специального точильного камня – лопатки.

В начале августа приступали к уборке хлеба. Жали серпами. Сжатый хлеб связывали в снопы и складывали в скирды. Жатва традиционно считалась женским занятием. Молотили зерно на специальном сушильном току, устроенном на гумне. До молотьбы снопы подсушивали в овинах. Конец лета – начало осени – не менее напряженная пора для крестьян – пора сева озимых, уборки урожая с огородов, заготовки грибов и ягод.

Осенью, после завершения полевых работ, и зимой большинство мужчин уходили в лес за несколько десятков километров на охоту. Охотничий сезон делился на два периода: с середины сентября до конца ноября (в это время ходили на белку и боровую дичь), и с конца января по конец марта (время охоты на пушных зверей). На непромысловую охоту уходили на один или несколько дней, чаще всего в одиночку, на промысловую – на весь охотничий период по несколько человек. Но в начале ХХ века в Слободе промысловой охотой занимались уже единицы.

Важное место в жизни каждого слобожанина занимала рыбная ловля. Рыбу ловили и летом, и зимой в основном для собственного потребления, частично – на продажу. Рыба представляла для семьи одну из основ питания, без нее не обходилась ни одна слободская семья.

Зимой часть слободских мужчин в поисках заработка нанималась на лесозаготовки, часть уходила на отхожие промыслы, остальные столярничали, плотничали, бондарничали. Для домашних нужд делали из дерева лодки, сохи и бороны, вилы и грабли, ткацкие станы, прялки, веретена, столы, скамейки, стулья, посудные полки (посудники), посуду (ложки, миски); из бересты плели туеса, коробки, пестери, набирушки.

В новых экономических условиях, связанных с ростом капиталистических отношений, большинство слобожан вынуждено было прибегать к различным заработкам.

Не менее важную роль после земледелия стала играть быстро развивающаяся лесная промышленность. С расширением лесозаготовок увеличилось число слобожан, которые в поисках заработка уходили именно в эту отрасль. Некоторые после уборки урожая уходили на Урал, на Богословские заводы, другие рубили лес для местных купцов и сплавляли его по Вычегде.

Среди других видов заработка у слободских крестьян в начале ХХ века всё большее значение стали иметь отхожие промыслы, торговля, частный извоз (через Слободу проходил тракт Усть-Сысольск-Яренск), плотницкое и столярное дело, а также выделывание глиняной и деревянной посуды и лодок. По данным 1902 года среди слобожан выделкой деревянной посуды на продажу занимались до 30 человек, из них 20 человек в д.Ягвыв. На всю округу славились слободские мастера-бондари, которые из древесины различных пород изготовляли кадки, ушаты, жбаны, вёдра, подойники и др. Большинство кустарей-ремесленников работали вручную в домашних условиях. Отдельное помещение для выделки деревянной посуды имели лишь 4 мастера – в селении Слободском. Часть своей продукции они производили на заказ, часть продавали на Усть-Сысольском базаре или на Усть-Вымской ярмарке.

Система управления

К 1910 году слободское общество Богоявленской волости включало в себя свыше 200 хозяйств, в том числе в деревнях Ягвыв, Веждин и Сёрт – более 70. Сама Слобода переросла в большое село, где размещалась церковь, церковно-приходская школа, которую посещали 90 детей школьного возраста из 169, библиотека при приходе, сельская управа. С учетом всех этих обстоятельств 1 июня 1910 года была образована новая Слободская волость с центром в с.Слобода, где в специально построенном здании разместилось волостное правление. Деятельность волостного правления во главе со старшиной касалась практически всех сторон жизни слободского общества, а именно: сбор и учет всякого рода налогов и сумм на разные мирские дела; выдача паспортов и бланков; учет лиц, получивших виды на жительство; вопросы опеки; учет лиц, призванных на военную службу; штрафы и взыскания; заявления крестьян по разным вопросам; учет лиц, имеющих судимость; приговоры сельского схода; решения волостного суда по уголовным и гражданским делам и т.д.

Образование

Первая школа в Слободе открылась в конце сентября 1889 года в частном доме Григория Ивановича Юркина. Занятия вели два человека: законоучитель Александр Богословский, преподававший Закон Божий, и учительница Юлия Попова.
В первый год в школе грамотности обучались 47 мальчиков и 8 девочек, что для того времени было совсем немало.
Слободская школа грамотности просуществовала пять лет и стала первым этапом в зарождении и развитии народного просвещении в данном селении.

В 1894 году в Слободской Николаевской церкви открылся самостоятельный приход, и в селе появился свой священник – Покровский Евгений Иванович – также выпускник Вологодской духовной семинарии. Он был продолжателем идей просвещения слободских детей, и в том же, 1894 году, при церкви открылась одноклассная церковно-приходская школа с четырехлетним курсом обучения. Своего здания у школы не было, поэтому занятия проводились в наемных помещениях. Кроме законоучителя отца Евгения в школе работали две учительницы – В.Богословская и А. Торлопова.
С открытием церковного прихода началось строительство новой церковно-приходской школы, которая открылась в 1898 году. Здание было деревянное, двухэтажное, с четырьмя классными комнатами.

27 сентября 1898 года было освящено школьное здание Слободской церковно-приходской школы. Торжество освящения привлекло такую массу народа – даже из окрестных сел и деревень, какой не бывает во дни храмовых праздников».
Программа церковно-приходских школ была рассчитана на четыре года и включала в себя такие обязательные предметы, как Закон Божий, русский язык, чистописание, счисление, церковно-славянскую грамоту и церковное пение.
Все предметы в дореволюционной школе давались исключительно на русском языке, родной язык на занятиях был запрещен. В отчете 1915 года отмечено: «Так как в училищах обучаются дети зырян, которые при поступлении в школу ни слова не понимали по-русски, то первая задача школы – научить понимать русскую речь и говорить по-русски. Обучение ведется по натуральному методу, без употребления зырянского языка».

Церковноприходские школы в дореволюционной России имели огромное значение в общественно-политической и культурной жизни населения: стали основой для всей системы школьного образования.

Слобода в послереволюционный период. Установление советской власти.

26 марта 1918 года общим собранием крестьян и вернувшихся с войны солдат в Слободе была провозглашена Советская власть. Первым председателем Слободского Совета стал участник Первой мировой войны Михаил Николаевич Коданев.
В годы гражданской войны многие слобожане, поддерживающие новую власть, ушли добровольцами в Красную Армию, часть из них не вернулась обратно, среди них Коданев Василий Степанович (отец известного коми писателя Ивана Васильевича Коданева), Коданев Павел Степанович, Юркин Егор Васильевич и др. Житель Слободы Сюрвасев Александр Васильевич в числе первых участников гражданской войны был награжден орденом Красного Знамени.

Слободская советская школа

1 октября 1924 г. в Слободе был организован ликбез для взрослых. Спустя 3 года неграмотных (от общего количества) здесь оставалось 31 человек, из них 23 женщины и 8 мужчин. 5 января 1923 года состоялось первое собрание комсомольской ячейки Слободской волости, насчитывающей 5 человек. Секретарем ячейки избран Коданев Ефим Васильевич. В начале 1925 года в комсомольской ячейке было уже 16 человек.

В первые годы Советской власти вместо церковно-приходских школ в Слободе открылись советские школы №32 и 165. Первым учителем в Слободской школе №32 в 1918 году стал Покровский Михаил Евгеньевич, слобожанин, сын местного священника – Покровского Евгения Ивановича. В 1920-е гг. он стал одним из первых художников в Коми крае.
По сведениям 1918-1919 учебного года, в слободских школах работали уже три учителя: Юркин Иван Леонтьевич, Юркина Наталия Андриановна и Чеусова Татьяна Александровна.

Впервые за всю историю школ детей стали обучать на их родном языке, коми язык вводится и как обязательный предмет.

Слободские учителя

Учительская семья Ивана Леонтьевича и Наталии Андриановны Юркиных уже имела большой опыт педагогической деятельности, когда освоилась в Слободе. Иван Леонтьевич родом был из этих мест.
В 1921 году в Слободской начальной школе начала работать учительская чета Коданевых – Илья Михайлович и Татьяна Константиновна.

1926 году в Слободской школе стала работать еще одна учительская семья: Андриан Степанович и Нина Васильевна Юркины.

В годы Великой Отечественной войны учителя-мужчины ушли на фронт, остался один Иван Леонтьевич Юркин, не попавший под мобилизацию из-за преклонного возраста. В 1942 Иван Леонтьевич ушел из жизни.
Иван Михайлович Коданев – слобожанин, младший сын Михаила Ивановича и Анфисы Григорьевны Коданевых. Он родился 11 февраля 1907 года.

В 7 Ваня лет пошел учиться в Слободскую церковно-приходскую школу. После окончания начальной школы в 1918 году он поступил в Сыктывкарскую школу II ступени № 2. Той весной в его родном селе была провозглашена Советская власть.
После смерти учителя Андриана Степановича Юркина, Ивана Михайловича перевели в Слободскую школу. В 1942-ом году он был мобилизован на фронт, но на передовую так и не попал: во время боевых учений получил тяжелую травму позвоночника. После выписки из госпиталя работал на уральских военных заводах и только в конце 1945 года вернулся в Слободу, где его ждали жена и четверо детей. Немного оправившись от последствий травмы и тяжелейшего физического труда на военном производстве, Иван Михайлович снова стал преподавать в школе. Вскоре он был назначен директором Слободского детского дома, после закрытия которого в 1953 году вернулся в родную школу, сначала просто учителем, затем - заведующим. До выхода на пенсию Иван Михайлович работал учителем начальных классов в средней школе № 31, первой школе в Эжве, которая открылась в 1964 году. Добрый, но требовательный, он долгое время работал без второгодников. В том же, 1964-ом, ему было присвоено звание заслуженного учителя Коми АССР. И. В. Коданев воспитал несколько поколений слободских, а затем и эжвинских детей.

Административно-территориальное деление

В административном отношении до 1929 г. Слобода входила в состав Усть-Сысольского уезда и была центром Слободской волости. С упразднением уездов и волостей и образованием районов в Коми автономной области (область была образована 22 августа 1921 года), в 1929 году она вошла в состав Усть-Сысольского района, центром которого стал город Усть-Сысольск. В 1930 г. Усть-Сысольск был переименован в Сыктывкар, ставший областным центром и центром Сыктывкарского района, куда входил и Слободской сельский Совет (районы делились на сельсоветы). С февраля 1935 года г.Сыктывкар стал самостоятельной административно-территориальной единицей, и с.Слобода перешла в состав вновь образованного Сыктывдинского района с центром в с.Выльгорт.

В начале 1930-х годов в Слободе имелись две школы (Слободская и Веждинская), изба-читальня, пароходная стоянка, крестьянский комитет общественной взаимопомощи, потребительское общество, участок милиции, сельсовет. В состав Слободского сельского Совета входили деревни Веждин, Сёрт, Ягвыв; починки Емваль верхний (возник в 1918 – 1920-х г.г.) и Емваль нижний (возник в 1920-25 гг., число жителей – 437 чел.), а также починки Чов верхний, Чов нижний, деревня Чов-ил и община Тур. В 1939 году (за два года до начала Великой Отечественной войны) в самой Слободе, исключая другие населенные пункты, проживал 691 человек.

Великая Отечественная война

Мирную жизнь большого села прервала война. На защиту Отечества из Слободы ушли более 300 человек, а дома остались старики, женщины и дети. На их плечи легли все тяготы военных и послевоенных лет. С утра до глубокой ночи, без отдыха и выходных, недоедая, недосыпая, они работали: пахали и сеяли, валили лес и таскали тяжеленные бревна, косили и стоговали. И ждали. Ждали весточку с фронта, ждали, когда кончится эта проклятая война.

Всеиспепеляющая эта война не обошла ни одну семью в Слободе. Из 300 слобожан, ушедших на фронт, большая часть навсегда осталась на полях сражений. Домой вернулись немногие. В той войне многие слобожанки потеряли и мужа, и сыновей. Это были страшные и ничем невосполнимые потери. И навсегда в сердцах матерей и отцов, потерявших своих детей, в сердцах вдов и осиротевших детей осталась боль за оборванные без времени жизни самых близких им людей. Но даже те, кому суждено было вернуться, были не раз ранены, контужены, покалечены войной. Многие стали инвалидами или умерли уже в первые послевоенные годы. Осиротело село, как тысячи и тысячи таких же российских сел и деревень, но не согнулось, выстояло и поднялось для новой жизни, еще не зная, что через несколько лет судьба его круто переменится.

От Слободы до Эжвы

Шел седьмой послевоенный год. Страна, недавно пережившая страшную войну, постепенно залечивала раны, восстанавливая народное хозяйство, из руин поднимала города. Для того, чтобы развиваться дальше, надо было осваивать новые территории, строить новые объекты.

В марте 1952 года бы на прием к председателю Совмина Коми АССР Зосиме Васильевичу Паневу пришел незнакомый человек (как оказалось уроженец здешних мест, а на тот момент главный инженер института «Ленгипробум» Николай Николаевич Тюрнин) с проектом строительства поблизости от Сыктывкара бумажного комбината. Он детально познакомил собеседника со своими чертежами, расчетами, и его доводы были столь убедительны, что молодой председатель решил во что бы то ни стало пробивать данный проект в верхах. Оставалось найти единомышленников и заручиться поддержкой партийных органов республики.

Так началась борьба за Сыктывкарский ЛПК. Точка в этом вопросе Москвой была поставлена только в 1963 году, когда окончательно был определен современный профиль будущего предприятия – целлюлозно-бумажное производство, а не просто деревообрабатывающий комбинат. В это время в 15 километрах от Сыктывкара, в районе села Слободы, уже шли строительные работы, поднимался жилой комплекс, подготовлена площадь под будущий комплекс.

Отстаивая проект строительства столь крупного предприятия, наше руководство несомненно в первую очередь отстаивало интересы республики. Любой новый производственный объект в таких масштабах – это приток финансовых и кадровых ресурсов, а значит выход экономики края на совершенно новый уровень. Но был еще один важный момент, требующий принятия безотлагательных мер со стороны местных властей. Малонаселенный, отрезанный от железной дороги, деревянный Сыктывкар оставался, несмотря на статус столицы, глубоко провинциальным городком. На роль индустриально-промышленного города в те годы претендовала Ухта. Для развития Сыктывкара ЛПК был нужен как воздух.
Одним из наиболее сложных вопросов в начале грандиозного по масштабу строительства было, где разместить людей, прибывающих на стройку. Их количество росло день ото дня. В целях сохранения профессиональных кадров, а в дальнейшем и в стабильной работе предприятия, новый поселок с благоустроенными многоэтажками решили построить на месте Слободы. Таким образом, судьба села была предопределена.

Прошло более полувека, как Слобода прекратила свое существование. Таковы неписанные законы развития любого общества: создавая новое – жертвовать старым. Но это не значит, что прошлое надо забывать, потому что без прошлого нет будущего.


<< Вернуться назад

Новости

02.09.2021
Презентация «События, факты, люди»
02.09.2021
Афиша на сентябрь 2021 года
02.09.2021
Бесплатное обучение!
Все новости